Оригинальное название: THE MATRIX
Жанр: Фантастика / Боевик / Киберпанк
Режиссёры: Братья Вачовски (LARRY & ANDY WACHOWSKI)
Продюсер: Джоэль Сильвер (JOEL SILVER)
Авторы сценария: Братья Вачовски (LARRY & ANDY WACHOWSKI)
В главных ролях:
Киану Ривз (KEANU REEVES)
Лоуренс Фишбёрн (LAURENCE FISHBURNE)
Кэрри-Энн Мосс (CARRIE-ANNE MOSS)
Хьюго Уивинг (HUGO WEAVING)
Джо Пантолиано (JOE PANTOLIANO)
Оператор: Билл Поуп (BILL POPE)
Композитор: Дон Дэвис (DON DAVIS)
Кинокомпания: Warner Bros, Village Roadshow Pictures
Длительность: 136 минут
Бюджет: $63 млн.
Страна: США
Год: 1999
Официальный сайт: http://whatisthematrix.warnerbros.com

 

  Сюжет:

Молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. С одной стороны, он программист в крупной компании, с другой — хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице» (букв. «Ты принадлежишь Матрице», англ. The Matrix has you). Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом». Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити (Троица), которая обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кого давно ищет, — Морфеусом (Морфеем), которого власти считают опаснейшим террористом. У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовалось ФБР. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки — синюю, проглотив которую Нео забудет всё, что с ним происходило, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную таблетку.

Томас попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром. Он узнаёт, что привычный ему мир оказывается иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера, чтобы держать людей в подчинении. Планета погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными Машинами, чтобы производить им энергию, необходимую для выживания. Те немногие, что смогли сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую борьбу против Машин, научившись входить в Матрицу. Последним оплотом свободных людей является подземный город Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор», и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео — Избранный, который сможет спасти человечество от власти машин. Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер (Шифровальщик), готовый променять своих друзей и свободу разума на сладкий обман Системы. Сайфер сдаёт своих бывших друзей Агентам — программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону. Морфеус попадает в плен к Агентам. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана, но Нео приходится бежать от Агентов, преследующих его. Нео не успевает выйти из Матрицы, и Смит убивает его. Однако Нео оживает, ощущая в себе невероятную силу. Он с лёгкостью убивает Смита, разрушив его программный код.


В ролях:

* Киану Ривз — Нео
* Лоуренс Фишбёрн — Морфеус
* Кэрри-Энн Мосс — Тринити
* Хьюго Уивинг — Агент Смит
* Глория Фостер — Оракул
* Джо Пантолиано — Сайфер
* Маркус Чонг — Тэнк
* Пол Годдард — Агент Браун
* Роберт Тэйлор — Агент Джоунс
* Джулиэн Араханга — Эпок
* Мэтт Доран — Маус
* Белинда МакКлори — Свитч
* Энтони Рэй Паркер — Дозер

Актёр Уилл Смит отказался от роли Нео. Он позже сказал, что, если бы он взял роль в то время, он «должен бы был много с этим провозиться». Первоначально в роли Морфеуса предполагался Шон Коннери. Но он отказался, сказав, что ничего не понимает в сценарии. Жан Рено был близок к тому, чтобы сыграть роль агента Смита. Он отказался от роли, вместо этого взяв роль в фильме «Годзилла». На роль Морфеуса также пробовались Гэри Олдман и Сэмюэль Л. Джексон. Также первоначально в роли Нео братья Вачовски видели Джонни Деппа, но Warner Bros. хотели на эту роль Брэда Питта или Вэла Килмера. Но после того как Килмер и Питт отказались, выбор встал между Джонни Деппом и Киану Ривзом. В результате выбор остановился на Киану, который был просто очарован сценарием.


Съёмочная группа:

* Режиссёры: Энди Вачовски, Ларри Вачовски
* Сценаристы: Энди Вачовски, Ларри Вачовски
* Оператор: Билл Поуп
* Композитор: Дон Дэвис
* Постановщик поединков: Юэнь Ву Пин


Съёмки:

«Матрица» была совместным фильмом студии Warner Bros. и австралийской Village Roadshow Pictures. Большинство сцен фильма снято в Австралии, а точнее, в городе Сидней, хотя в ранних версиях сценария упоминается, что действие разворачивается в Чикаго, родном городе братьев Вачовски.

«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Однако эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображенных букв латиницы, цифр и букв японского алфавита катакана. Также на код Матрицы похож дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире бо́льший акцент ставится на синем.

Подобные «текущие символы» встречаются в аниме-фильме «Ghost in the Shell», только там они бегут горизонтально. Братья Вачовски сами признаются, что были вдохновлены этим аниме, также выполненным в стиле киберпанк.


Визуальные эффекты:

Фильм впервые представил миру эффект, названный «Bullet time» («Время пули»). «Время пули» — практически полная остановка времени в определённый момент, в то время как камера продолжает двигаться. Этот эффект стал «визитной карточкой» «Матрицы».

Для создания данного эффекта использовалась техника старой художественной фотографии, известной как «временной срез» (time-slice), которая заключается в следующем: вокруг объекта устанавливается большое количество камер, которые одновременно снимают объект. В результате зритель видит двухмерные «куски» трехмерного момента, скреплённые вместе. Это напоминает то, как человек ходит вокруг статуи, чтобы получше рассмотреть её со всех сторон.

Описанный метод был улучшен братьями Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой: «bullet time» также регистрирует движение объектов, так что во время эффекта облёта камеры можно заметить замедленное движение персонажей.

«Матрица» стала первым фильмом, превзошедшим Звёздные Войны, получив в 1999 г. «Оскара» за лучшие спецэффекты.


Музыка:

Композитором фильма стал Дон Дэвис. Он заметил, что эффект отражения очень часто используется в фильме: отражения красной и синей таблеток в очках Морфеуса; Тринити наблюдает, как агенты сажают Нео в свою машину, через зеркало заднего вида на мотоцикле; отражения в гнущейся ложке; отражение вертолёта в окнах небоскрёба. Дэвис сфокусировался на теме отражений, когда начал писать музыку, сменяя оркестровые темы на контрапунктические идеи.

Для саундтрека «Матрицы» также использовалась музыка Rammstein, Роба Дугана, Rage Against the Machine, Propellerheads, Ministry, Deftones, The Prodigy, Роба Зомби и Мэрлина Мэнсона.


Источники вдохновения:

«Матрица» содержит множество ссылок на различные фильмы, литературные произведения, философские идеи. Ситуация, показанная в фильме, отсылает к аллегории пещеры у Платона и мысленному эксперименту «мозг в чане», а трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» упоминается в одной из сцен фильма. Также в фильме много аллюзий с другими произведениями в стиле киберпанк, такими как «Нейромант» Уильяма Гибсона.

Огромное влияние на «Матрицу» оказал японский аниме-фильм «Ghost in the Shell». Продюсер Джоэль Сильвер сказал, что братья Вачовски, описывая свои намерения по поводу «Матрицы», показали ему это аниме и сказали: «Мы хотим сделать это в реальности».

Рецензенты часто отмечали схожесть «Матрицы» с фильмами ранних 90-х, такими как «Странные Дни», «Тёмный город» и «Шоу Трумана». Много сравнений было с комиксами «The Invisibles» Гранта Моррисона; Моррисон был уверен, что братья Вачовски сделали плагиат его работы, создавая фильм.

В рассказе Станислава Лема – «Доктор Диагор» (1960г.) описано устройство, которое моделирует человеческий мозг, на рецепторы которого проецируется виртуальная жизнь. Более того, в рассказе фигурирует взаимосвязанное семейство электронных устройств, наделённых сознанием, одно из которых стало сомневаться в том, что картинка жизни, которую оно наблюдает, реальна. Искусственно созданная иллюзорная реальность упоминается также в повести Станислава Лема «Футурологический конгресс»(1971г.) В этой книге высокотехнологичный утопичный мир будущего является продуктом коллективной галлюцинации, вызванной химическими веществами, распыляемыми по плану тайной всемирной «химиократии» с целью скрыть реальность, где мир находится в глубочайшем экономическом и экологическом кризисе. Идею о том, что воспринимаемая нами вселенная, возможно, создана компьютерной программой-симулятором, высказал Александр Лазаревич в 1986 году в своей книге «Генератор желаний». Техническая возможность проведения вычислений, необходимых для полного описания нашей вселенной, с помощью квантовых компьютеров теоретически обосновывается в научно-популярной работе физика Дэвида Дойча «Структура Реальности».

Использование людей в качестве источника энергии для других существ описывается в книге Карлоса Кастанеды «Активная сторона бесконечности».


Выпуск:

«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года, за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные Войны: Эпизод I». Фильм собрал 171 миллион долларов в США и 460 миллионов в остальном мире и позже вышел на DVD, разойдясь более чем трёхмиллионным тиражом в США.


Награды:

В 1999 году фильм получил четыре награды американской Киноакадемии «Оскар» в номинациях:

* «лучший звук»
* «лучший монтаж звуковых эффектов»
* «лучший монтаж»
* «лучшие спецэффекты»


Последователи «Матрицы»:

Коммерческий успех «Матрицы» дал «зелёный свет» для создания продолжений (сюжетные намётки трилогии задумывались авторами изначально, однако студия требовала определиться с результатами проката первого фильма). В результате в кинотеатрах, практически одновременно, появились «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция». Новые фильмы содержали ещё более впечатляющие спецэффекты. История теперь концентрируется на предстоящей атаке Машин на город людей — Зион. Нео представляет свои новые умения и также узнает об истории Матрицы, своей роли Избранного и пророчества об окончании войны.

Также независимо был выпущен сборник из девяти анимационных короткометражных фильмов «Аниматрица». Большинство из фильмов создано в стиле аниме, который очень сильно повлиял на трилогию. Братья Вачовски одобрили «Аниматрицу»; наметили сюжетные ходы эпизодов, однако во всех случаях, кроме первого эпизода, доверили аниматорам самостоятельное написание сценариев и их режиссуру.

По мотивам фильмов разработано три компьютерные игры: Enter the Matrix (2003), которая рассказывает о том, что происходило до и в течение «Матрицы: Перезагрузки» от лица Ниобе и Призрака; The Matrix Online (2004) — MMORPG, которая продолжает историю после «Матрицы: Революции» (известно, что проект провалился в продажах); и The Matrix: Path of Neo (2005), которая предоставляет игрокам возможность взять на себя роль Нео и пройтись по эпизодам всех трёх фильмов.

На официальном сайте представлены бесплатные комиксы действие которых происходит «во вселенной» «Матрицы». Расширенные, цветные и дополненные версии этих же комиксов (наряду с другими работами) опубликованыи реализуются специально созданной для этих целей компанией Burlyman Entertainment.

Выход фильма и его ошеломляющий успех дал толчок многочисленным творческим проявлениям фанатов как в России так и за рубежом, включающим литературное, изобразительное, пародийное и видео-творчество. По сути так всегда бывает после выхода в свет сколь-нибудь значительного произведения массовой культуры, но количественный аспект позволяет выделить «пост-Матричное» творчество фанатов в качестве отдельного феномена. Существует даже любительская экранизация одного из упомянутых выше комиксов, опубликованных на официальном сайте фильма.


Влияние:

«Матрица» оказала серьёзное влияние как на последующие фильмы в жанре боевика, так и на мировую киноиндустрию в целом, став, по образному выражению своего продюсера, «первым фильмом нового столетия». Достаточно сказать, что после «Матрицы» в фильмах часто стало появляться замедленое движение, крутящаяся камера и даже эффект bullet-time. Во многих играх вроде «Max Payne», «Stranglehold», «BloodRayne» и «F.E.A.R.» замедление используется как элемент игрового процесса. Bullet-time также породил много пародий — в комедийных фильмах («Очень страшное кино», «Шрек»), сериалах («Симпсоны») и играх («Conker's Bad Fur Day»).

Коммерческая успешность и значительное количество фанатов, возникшее уже после выхода первой части трилогии, значительно повлияли на развитие индустрии «сопутствующих товаров». Возникла носящая некоторые элементы субкультуры и во многом не спадающая до настоящего времени волна «моды на Матрицу».


Интересные факты:

* В фильме постоянно встречаются числа 1 и 3. Считается, что Neo — это анаграмма слова «one» (один), также понятие «Избранный» по-английски — «The One», а Trinity означает «троица». В другом фильме братьев Вачовски — «V — значит вендетта» — фигурирует число 5.
* Номера комнат в фильме имеют некоторую закономерность. Тринити в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате отеля под номером 303. Квартира Нео имеет номер 101. В конце фильма Нео, чтобы выйти из Матрицы, должен прийти в ту же комнату 303 того же отеля. Возможно, это символизирует связь между Нео и Тринити.
* «Матрица», «Тринити», «Морфеус», 303 и 101 — это названия различных моделей музыкальных синтезаторов, производимых разными компаниями.
* Реальное имя героя — Томас Андерсон. В начале фильма Томас сомневается относительно реальности происходящего. Если учесть, что Томас — это Фома на английский манер, его недоверие приобретает более глубокий философский смысл. О неверующем апостоле Томасе (Фоме) не раз упоминал Иоанн в своем Евангелии.
* Neo — означает «новый».
* Фамилия Андерсон означает «сын человека». Таким образом, прозревший Томас становится Нео Андерсоном — «новым сыном человека».
* Многие имена из фильма не только имеют под собой историческую основу, но и символично согласованы в своих сюжетных сочетаниях. Так, например, Морфей — в древнегреческой мифологии бог сновидений, сын Гипноса, бога сна. (Следует заметить, что Гипнос посылает сон, а Морфей уже привносит сновидения). В «Матрице» корабль Морфеуса называется «Навуходоносор», именем царя Вавилонии. По легенде немаловажную роль в жизни этого царя сыграли сновидения.
* На борту «Навуходоносора» расположена табличка. На ней отображено имя корабля («Nebuchadnezzar» — на английском) и дата и место его постройки: США, около 2069 г. Около этой надписи имеется ещё одна: «Mark III № 11». Если обратиться к соответствующему стиху Евангелия от Марка, то можно прочесть: «And whenever the unclean spirits saw him, they fell down before him and cried out saying, `You are the Son of God.'» (перевод по русскому синодальному изданию Библии: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий».
* Название мятежного города Зион образовано от холма Сион, на котором стоит Иерусалим. Для евреев он является символом Земли Обетованной.
* Имя Сайфер (Cypher) похоже на слово «Lucifer» (Люцифер — дьявол), а также на «cipher» (шифр).
* Когда изменник Сайфер встречается в ресторане с Агентом Смитом, становится известно, что его фамилия — Рейган, что он хочет «всё забыть» и быть «важным человеком, актёром, может быть». Президент США Рональд Рейган в прошлом был актёром, а в последние годы страдал болезнью Альцгеймера (то есть «всё забыл»).
* Все названия перекрёстков (как, например, угол «Wells and Lake», где находится телефон-автомат, через который уходит из Матрицы Тринити в начале фильма) являются реальными и существуют в городе Чикаго, в котором родились братья Вачовски. Станция метро, на которой сражаются Нео и Смит, также существует в Чикаго. Тем не менее, ни одна из сцен в Чикаго не снималась.
* В начале фильма Нео достаёт компьютерный диск из книжки «Simulacra and Simulation» (Видимость и имитация) Жана Бодрийяра. Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где собственно «имитация». Когда Нео достаёт из книжки спрятанный там диск, он открывает её на главе «On Nihilism»(о нигилизме). В первом приближении нигилизм — это философская точка зрения, представляющая собой отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
* Джой (парень, покупающий у Нео диск в начале фильма) периодически говорит с Нео «пророческими» фразами: «Ты не существуешь…», «Ты мой спаситель!» и т. п. Также на фразу Нео «У меня всю жизнь такое ощущение, будто я не знаю: сплю я, или нет», — он отвечает о мескалине — психоделическом наркотике, одним из эффектов которого является ощущение «пробуждения» от сна, которым кажется вся предыдущая жизнь, что, в частности, упоминалось в книге Олдоса Хаксли «The Doors Of Perception» («Двери восприятия»).
* В комнате, где Нео ждёт Оракула, телевизор показывает гигантских кроликов (фильм «Night of the Lepus» 1972 года), так как Нео получил в начале фильма сообщение о том, что он должен (подобно Алисе в стране чудес) следовать за белым кроликом. Это символизирует, что он на правильном пути.
* B папке с личным делом Нео, которую просматривает Агент Смит, допрашивая его, можно рассмотреть некоторые пункты биографии Нео:
o Последний раз эта папка обновлялась 22 июля 1998 года;
o Он родился 11 марта (11.03) 1962 года;
o Он родился в месте под названием «Lower Downtown, Capitol City»;
o В девичестве его мать звали Мишель МакГахей (как одного из художественных директоров фильма);
o Его отца звали Джон Андерсон;
o Он окончил Центральную западную высшую школу и высшую школу Оуэна Патерсона (Оуэн Патерсон — художник-постановщик фильма).


Литература:

Дино Феллуга, Эндрю Гордон. «Матрица»: парадигма постмодернизма // Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» — М.: Ультра. Культура, 2003, с. 87-102


источник: http://ru.wikipedia.org

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz