|
|
|
Оригинальное название:
MEMENTO Жанр: Психологоческий триллер Режиссёр: Кристофер Нолан (Christopher Nolan) Продюсеры: Кристофер Болл (Christopher Ball), Илэйн Дусингер (Elaine Dysinger), Аарон Райдер (Aaron Ryder), Эмма Томас (Emma Thomas), Дженнифер Тодд (Jennifer Todd), Сюзан Тодд (Suzanne Todd) Автор сценария: Кристофер Нолан (Christopher Nolan) Оператор: Уолли Пфистер (Wally Pfister) Композиторы: Дэвид Джулиан (David Julyan), Monc, Дэвид Боуи (David Bowie) В ролях: Гай Пирс (Guy Pearce), Кэрри-Энн Мосс (Carrie-Anne Moss), Джо Пантолиано (Joe Pantoliano), Стивен Тоболовски (Stephen Tobolowsky) Кинокомпания: Newmarket Films Страна: США Год: 2000 Длительность: 113 мин. Бюджет: 5 млн. $ Сборы в США: 25 млн. $ Официальный сайт: http://www.otnemem.com
|
||
Фильмом "Memento" смело можно было бы начинать
рубрику "Неоценённое". Не смотря на 25
миллионов, которые картина собрала в американском прокате, и почти 15
миллионов — в остальном мире (что в 8 раз перекрывает 5-миллионный
бюджет, большая часть которого ушла на гонорары Гаю Пирсу, и только что
вынырнувшими из Матрицы Кери-Энн Мосс и Джо Пантолиано), о реальном
коммерческом потенциале картины сегодня можно только догадываться. Просмотрели (в смысле, смотрели-смотрели, да не увидели) этот фильм и критики, в основном сосредоточась на размышлении об ретроградной амнезии, а не на злоключениях Леонарда Шелби. Отборочные комиссии всевозможных фестивалей и конкурсов, в основной своей массе, фильм также проигнорировали — даже "Оскар" за лучший сценарий ушёл загадочному "Госфорд-парку" (честности для, правда, стоит заметить, что картина получила бездну призов от никому неизвестных обществ кинокритиков, и мелких фестивалей, вроде Кинофестиваля в Торонто). Короче говоря, приходится признать факт: Америка просто не заметила самой умной из картин, снятых в любимом жанре Америки — жанре психологического триллера. Что ж, тем хуже для неё. Сюжетная канва "Memento" стандартна настолько, насколько вообще стандартны "психиатрические" фильмы: главный герой, страдающий редким психическим заболеванием (полученным в результате черепно-мозговой травмы), должен решить чрезвычайно сложную задачу (в данном случае — найти убийцу своей жены), сражаясь не столько с противником, сколько с самим собой. Убийца успел тюкнуть Леонардо по голове, после чего парню полностью отшибло оперативную память. В результате черепно-мозговой травмы человек вполне может забыть собственное имя, фамилию и домашний адрес. Создатели фильма моделируют несколько иную ситуацию: все, что происходило до момента убийства супруги, Леонардо прекрасно помнит; все, что случилось после трагедии, он забывает, причем с периодичностью в четверть часа. В действительности "Психиатрический триллер" — едва ли не самый многообещающий жанр на фоне откровенного истощения сценарной мысли к началу двадцать первого века. Всё, что надо для создания качественной истории — это правильно выбрать болезнь, и правильно подать историю с точки зрения монтажа. Обе эти задачи реализованы Ноланом на пять с плюсом. Заболевание, которое мы наблюдаем у главного героя — это крайне редкая форма расстройства памяти, при которой человек прекрасно помнит всё, что случилось до травмы, но не способен запомнить ничего нового, и хранит информацию только в кратковременной памяти — в зависимости от степени повреждения темпоральных зон и гиппокампа от минуты до получаса. Это приводит к тому, что больной превращается, как сказано в рассказе Нолана-младшего, "в десятиминутного человека", прошлое которого навеки застывает, будучи замороженным на отметке травмы, а настоящее является просто вырванным эпизодом, без привязки к прошлому и каким-то намёкам на будущее. Но даже при том, что с памятью у Лео явные нелады, он отчаянно пытается приспособиться к своему новому положению. Во-первых, чтобы не забыть, он снимает нужных людей и кое-какие значимые вещи на «Полароид». Во-вторых, регулярно делает записи на обрывках бумаги. А потом находит даже более надежный способ хранения информации: самое важное наносит на тело в виде татуировок. Каждое утро он читает на своей груди татуировку, сделанную огромными буквами задом наперед специально под зеркальное отражение: «Джон Г. убил и изнасиловал мою жену».Вот только одна незадача: постепенно число наказанных Леонардом людей начинает превышать число возможных виновных… Хотя "Memento" был не первым фильмом, персонаж которого страдал этим расстройством (в "Великом диктаторе" Чаплина ретроградная амнезия была у парикмахера), именно здесь был раскрыт весь потенциал идеи. Форма же, выбранная Ноланом, моментально стала классикой, не успела картина выйти на экраны. Фильм подан в виде десятиминутных отрезков — тех самых, в рамках которых герой ещё способен что-то помнить — отматывая историю назад, от финала к началу, и главной интригой фильма становится не традиционное "чем же всё кончится!?", а реверсивное "с чего же всё началось?". В собственном смысле слова, опять-таки не "Memento" был первым произведением искусства, эпизоды которого идут от последнего к первому (пьеса Джорджа Кауфмана и Мосс Харт "Весело мы крутимся", считающаяся первой, была написана ещё в 1934ом году), но именно Нолан сделал этот приём полноценной киноформой. Естественно, такие идеи не могли долго пылиться на полке: в течении только ближайших нескольких лет "В поисках Немо", "50 первых поцелуев" и французский фильм, название которого я забыл (да и бог с ним, всё равно ерунда) изобразили нам антероградную амнезию, а "Мятная конфета", "Необратимость" и "Вечное сияние чистого разума" — реверсивную фабулу. И всё-таки, не выбор болезни, и не монтаж определяют "Memento". То, что осталось незамеченным и неоценённым, что все увидели, но мало кто заметил — это вопрос О ЧЁМ же на самом деле картина? Memento — это фильм о выживании. Мир, окружающий Ленни, предъявляющий жёсткие требования к человеку, которому нужен постоянный уход и забота, вынуждая доверять только себе: изобретать сложнейшую систему адаптации с фотографиями, записками самому себе и татуировками, узнавать собственный подчерк, перепроверять каждое слово тех, кто находится рядом. Memento — это фильм об инстинкте. Поставленный в условия, когда ни одно из происходящих событий не фиксируется в памяти, когда ты не знаешь, кто друг, а кто враг, ты должен учиться реагировать мгновенно на звуки, слова, лица и события, окружающие тебя. Человек, направивший на тебя пистолет — враг, человек, просящий что-то записать в твоих бумагах — лжец. Не думай, действуй, верь своему чутью — только так ты сумеешь довести своё дело до конца. Memento — это фильм-математическая задача. Кусочки, всё время распадающиеся на отдельные записки, татуировки, фразы, взгляды и выстрелы, которые главный герой пытается сложить в одну картинку, чтобы найти ответ на вопрос, который мучает его — пытается с упорством психически больного человека, пренебрегая при этом всем: имуществом, здоровьем, риском для жизни, и в конце концов жизнями других людей. Наконец, Memento — это фильм о смысле жизни. Леонард Шелби, потерявший способность запоминать, что с ним происходит, и ищущий убийцу своей жены, всё равно не сможет запомнить, что он уже нашёл его. Сколько людей он убил, заставляя молиться в последнюю минуту? И зачем он продолжает искать этого убийцу, если уже понятно, что он не найдёт успокоения? Ответ на этот вопрос Нолан вкладывает в уста одного из персонажей: может быть всем нам нужна какая-то цель. И не важно, насколько она велика, и насколько ценна — важно, чтобы она была, заставляя с утра вылезать из постели, и хоть что-нибудь делать. И быть может, дело не в жене, не в убийстве, и не в эфемерной мести — а в том, что выбирая между судьбой калеки, сидящего в кресле в психиатрической лечебнице и пускающего слюни в ночную рубашку, и ролью мстителя, рассекающего по Южной Калифорнии на "Ягуаре", каждый бы выбрал второе. И даже если это самообман — это самообман, который того стОит. Моё чутьё меня не обмануло — создать такую историю за один присест — читай "одной головой" — едва ли возможно. Кристофер Нолан написал сценарий по рассказу своего брата — Джонатана. Именно Джонатану принадлежит идея поиска убийцы своей жены человеком, страдающим антероградной амнезией, записки самому себе и татуировки, и также "сегментарное" построение фабулы. На долю Нолана-старшего, таким образом, пришлось всё остальное. Что ж, результат впечатляет. Неожиданная игра Гая Пирса, стремительно превратившегося из культуристского куска мяса в новую надежду Голливуда, играющую в самых неординарных кино-проектах (Секреты Лос-Анджелеса, Людоед, Пока нас не разбудят голоса живых, Предложение), прекрасно выдержанная эстетика — на грани фильмов класса "Б" и нуара, с игрой света и тени, и переходом картинки из цвета к чёрно-белому изображнию, и умелая режиссура — вот то, что запоминается помимо сценарной работы. Осталось только посоветовать зрителю — даже самому наблюдательному — если ему понравился фильм, пересмотреть его как минимум дважды. In my humble opinion, за один просмотр человеческий мозг физически не способен уловить все детали сценарной головоломки. |
||
Интересные факты о фильме: |