Жанр: Психологическая Драма (Триллер) / Фантастика

Оригинальное название: VANILLA SKY

Режиссёр: Камерон Кроу

Сценарий: Камерон Кроу, Алехандро Аменабар и Матео Ги

В ролях: Том Круз (Дэвид Эймс), Пенелопа Круз (София Серрано), Курт Рассел (МакКейб), Джейсон Ли (Брайан Шелби), Камерон Диаз (Джули Джианни)

Композитор: Нэнси Уильямс

Кинокомпания: Paramount Pictures

Длительность: 136 мин.

Бюджет: 68 млн. $

Страна: США

Год: 2001

Официальный сайт: http://www.vanillasky.com

 
 

Герой нашего романа - Дэвид Эйемс (Том Круз), владелец то ли одного, то ли двух престижных журналов из жизни шоу-бизнеса. Закадровый голос даже сообщает точное число принадлежащих ему изданий - но какая, к черту, разница? Дэвид унаследовал свое дело от отца, настоящего представителя категории всепожирающих янки. Сам Дэвид, похоже, способен лишь усваивать ранее переваренное. Он ведет вполне рассеянный образ жизни, развлекается с блондинкой с броским именем Джули Джианни (ее играет Камерон Диаз) (она - певица, чья музыка, по мнению Дэвида, чересчур вычурна). Дэвид не испытывает к ней глубоких чувств, хотя и спит с ней. Он молод, красив, остроумен, и женщины не дают ему прохода. Дэвид привык, что все вокруг хоть в чём-то, да зависят от него, и живёт так, словно мир - площадка для его игр. Эта идея крепко впечаталась в его подсознание. Несмотря на всё это, Дэвида нельзя назвать счастливым. Это мы понимаем по некоторым характерным деталям в начале фильма. Ему снится пустой город, откуда одним прекрасным утром исчезли все люди, он тайком мечтает о большой любви и потихоньку мучается, что плохо ведёт дела компании, которую создал его отец. Кажется, будто некие пять чувств не дают ему покоя.
Нас помещают в эпицентр очередного дня рождения молодого медиа-магната. Его друг Брайан Шелби (Джейсон Ли) приводит свою девушку Софию Серрано (Пенелопа Круз), на которую Дэвид тут же западает. Джули, для которой взаимоотношения с Дэвидом значат намного больше, чем она ему демонстрирует, от этого очень переживает. Следует нехитрая цепочка событий, и Дэвид оказывается в квартире Софии. Он рисует карандашный портрет хозяйки, а потом прощается и уходит. Между участниками этой парочки намечаются грандиозные отношения. Однако… Вы знаете, чем жизнь отличается от члена? Если не знаете, посмотрите фильм "Москва". Тем, кто не хочет, скажу сразу: жизнь тверже. Выйдя от Софии, Дэвид сталкивается с Джулией, оскорбленной в лучших чувствах (она присутствовала на вечеринке, видела флирт возлюбленного с Софией и была, по определению последней, "самой печальной девушкой, когда-либо державшей бокал с мартини"). Джули приглашает Дэвида в свою машину, обвиняет его в пренебрежении к себе, а потом направляет автомобиль в ограду моста. Итог прискорбен. Машина падает с моста, Джули разбивается, а Дэвид, с совершенно обезображенной физиономией, остается жить. На горе себе и окружающим.

"Ванильное Небо" начинается как приятная романтическая история, и наблюдая за симпатичной парой, остается только вздыхать и смотреть. Но через некоторое время романтическая атмосфера перетекает в напряженный триллер в стиле Дэвида Финчера, в котором герой и зритель мучаются одним вопросом: "Да что же тут происходит?". Грань, отделяющая реальное от нереального полностью стирается: погибшая в автокатастрофе Джулианна снова появляется и называет себя Софией; шрамы на лице, которые отказались оперировать лучшие пластические хирурги, чудесным образом оперируют без всяких следов; странный человек в баре говорит, что Дэвиду подвластно все в этом мире, и стоит ему сказать, что бы все заткнулись, как в баре повисает угрожающая тишина. Дэвиду кажется что, возможно, он убил Софию. Что же это, сумасшествие, сон в коме, явь, воспоминания? Дэвиду приходится метаться между реальностями, отчаянно пытаясь понять, какая из них реальнее.

Что именно происходит, раскрывается в последние двадцать минут, и, надо сказать, что именно такое, фантастическое объяснение происходящего портит великолепно задуманный сюжет и его не менее великолепную реализацию, потому что это объяснение кажется позаимствованным из нескольких фильмов разом, его оригинальность сведена к нулю, правда элемент неожиданности, безусловно есть. В том смысле, что лично я никак не ожидал, что нам вновь подадут столь банальные идеи о том, что реальность зависит только от нашего восприятия, если мы сон считаем явью, то субъективно сон станет реальным. Плохо то, что все это мы уже проходили и в "Матрице" и все мы читали произведения Виктора Пелевина, которые еще не окончательно стерлись из моей памяти. Кроме того, напрашиваются параллели с "Игрой" уже упоминавшегося Дэвида Финчера и с фантастическим боевиком Поля Верхувена "Вспомнить все". Хорошо то, что набившие оскомину идеи о "реальности и нереальности" завернуты в достаточно симпатичную обертку.

Здесь нет скучных мест и банальных подходов. Вместо них - продуманность, совершенство исполнения и невероятный, поражающий воображение визуальный ряд. Напряжение растёт по мере развития сюжета, поднимая нас в конце вместе с Дэвидом Эймсом на лифте на крышу небоскрёба - туда, где состоится убаюкивающая и восхитительная финальная сцена. "Обойдёмся без стереотипов. - сказал Дэвиду его психолог, МакКейб, где-то в самом начале. - Не все отпрыски магнатов бездушны. Не все психологи зациклены на снах". Это кино тоже сумело обойтись без стереотипов. Нельзя сказать, что оно оправдывает зрительские ожидания. Классического хэппи-энда здесь не получится - как и драматического финала. Здесь всё вперемешку, как в хорошем коктейле. Концовка "Неба" восхитительна тем, что оставляет возможность трактовать её и весь фильм по-разному: оптимисты изобретут самолёт, пессимисты изобретут парашют. Это присуще лишь самым лучшим, самым гениальным творениям рук (и мозгов) человеческих.

У Камерона Кроу получилось кино про счастье, которое, как всем давно известно, вообще не свойственно человеческой натуре. Лишь в сказках мы находим классическое: "Они жили долго и счастливо…" - и внутренне не верим им. И справедливо не верим, надо сказать, ведь "долго" и "счастливо" - две вещи несовместимые.

Кино Кроу, рассказывая нам путаную историю Дэвида, подспудно пытается выяснить, почему всё происходит именно так. Оно играет с вечными вопросами, в каждое время не дававшими покоя лучшим умам, пробует разглядеть сквозь пелену непознаваемого хотя бы неясные очертания ответов. Почему человек не может быть счастлив? Почему большинство людей проводят всю жизнь в погоне за грёзами? Как устроен наш мир и как им управлять?

В "Ванильном небе" вы не найдёте чётких ответов. Оно неоднозначно, оно оставляет вопрос о счастье целиком на ваше усмотрение, всего лишь намекая в тон Сенеке: "Счастье - сугубо внутреннее качество". И несёт в себе ещё одну, полупризрачного вида мораль: настроение делает человека человеком. Настроение в широком, конечно, смысле: как жизненная позиция, оптимизм или пессимизм, надежда или уныние.

Нужный настрой - вот универсальный ключ к управлению Вселенной. С Дэвидом немало паршивых вещей приключилось, но в любой переделке он прежде всего оставался "заводным малым". "Я нашёл в себе скрытые резервы и пятого декабря пошёл на приступ. Возвращение Дэвида Эймса младшего, гражданина Хайло". - так он сказал про свою борьбу за жизнь после аварии и комы. Его главный скрытый резерв - это его жизнелюбие, непроходящая весёлость.

Поэтому в финале мы спокойны за Дэвида, бросающегося вниз с головокружительной высоты - мы успели его узнать на протяжении фильма и теперь уверены: он ни за что не сдастся в своей борьбе за счастье. А счастье для него - "жить настоящей жизнью".

Увы, "Ванильное небо" - отнюдь не уникальная лента, как очень хочется думать. Это просто талантливый ремейк испанского кинохита Алехандро Аменабара "Открой глаза", причём не просто ремейк, а практически дословное повторение. Порядок сцен в картинах абсолютно идентичен, диалоги почти везде совпадают, и изменения, внесённые Камероном Кроу в сценарий Алехандро Аменабара и Матео Гила, весьма незначительны. Но самое удивительное в другом - эти с виду незначительные изменения кардинально изменили смысл картины!

Попробуем разобраться, что же такого внёс Камерон Кроу в картину Аменабара. Его новшества делятся, в основном, на две составляющие: ряд на удивление удачных кинематографических сравнений и совершенствование характера главного героя. К первым относятся множество важных мелочей, начиная с названия фильма - "Ванильное небо" - картина Моне, превращённая Камероном Кроу в символ идеальной жизни. А вторая составляющая - это настроение Дэвида.

Именно оно и делает его таким привлекательным, в полном смысле слова модельным персонажем, с которым приятно отождествлять себя, - важный атрибут зрелищного фильма. Герою ленты Аменабара этого сильно недоставало. Что мы чаще всего слышали от него на протяжении всей картины? - "Ненавижу актёров: они все лицемеры… Ненавижу котов: они почти такие же лицемеры, как актёры… Ненавижу сны". - Ненавижу, ненавижу, ненавижу…

Помимо этого, "Ванильное небо" снято не в пример профессиональнее, чем картина "Открой глаза", - и дело тут не только в многомиллионном бюджете. Он, разумеется, повлиял - на качество съёмок, на совершенство операторской работы - и позволил привлечь массу великолепных актёров. Но "Небо" отличает ещё и потрясающая музыка, подобранная Нэнси Уилсон, придающая действию именно тот оттенок настроения, который требуется, на протяжении всей картины.

Сказать по правде, посмотрев "Открой глаза", я был немного разочарован в "Ванильном небе" и до сих пор не знаю, как относится к такому киноплагиату. Но я точно знаю, что не назвал бы картину Аменабара идеальным фильмом. А вот "Ванильное небо" - это уже совсем другой случай.

Это чрезвычайно красивая и трогательная лента, но - избежавшая всех недостатков фильма-зрелища: чрезмерного пафоса любовных сцен, разных глупостей и страха показаться некрасивой. Чтобы не быть голословным, приведу пример.

Помните сцену на крыше небоскрёба, когда Дэвид Эймс решает жить настоящей жизнью и прервать мучающий его кошмар "Полудрёмы"? Для этого ему необходимо победить свой последний и самый панический страх - страх высоты - и броситься с крыши небоскрёба вниз, на плиты мостовой. "Желание напоследок?" - спрашивает Дэвида Эдмонт Вентура, его "техпомощь". "Пусть прочтут в моих мыслях". - шепчет Эймс, медленно поворачивается и видит Софию. И пока они целуются, мы видим, как Эдмонт Вентура украдкой смотрит на часы. Вот оно - то, чего вы не найдёте ни в одной сопливой мелодраме! Снимая явно пафосную сцену, Кроу решается нарушить апогей её пафоса, и весьма изысканно напоминает зрителям о реальности. Эдмонт Вентура всё понимает: любовь у них там и всё такое, но одновременно он слегка обеспокоен технической стороной момента: не слишком ли затянулся "режим паузы"?

Вообще, внимательный зритель найдёт в "Ванильном небе" огромное количество различных мелочей, делающих сюжет красочнее и сложнее. Это и страх высоты Эймса, о котором ни слова не было сказано в картине Аменабара, и пёсик Бенни, и красочная обложка пластинки, запавшая в подсознание "гражданину Хайло" и проявившая себя в "Полудрёме". "Мелочи, да… И нет ничего важнее". - задумчиво протянет Дэвид. Или вспомните момент, когда Эдмонт Вентура предлагает Эймсу выбор: ожить в реальности или остаться в "Полудрёме". "Группа наблюдения ждёт, что ты решишь". - говорит он и указывает ладонью в сторону зрительного зала. Что за группа наблюдения такая? А это мы с вами…

Мы покупаем и любим те фильмы, которые нас чем-то задели, затронули какие-то потаённые струны нашей чувствительной души. Именно в этом для меня и таится главное отличие "Ванильного неба" от оригинального фильма Аменабара. Дело всё в том, что "Небо" я полюбил, если добраться до сути вещей, за те самые мелочи, важнее которых ничего нет, говоря словами Дэвида. Вот вам и секрет "идеальной картины" - Бог, как и прежде, прячется в деталях.

В общем, этот фильм - огранённый алмаз, чужая история, запавшая талантливому человеку глубоко в душу и пустившая там свои корни. Цветок, выросший из неё, распустился в кинотеатрах 14 декабря 2001 года.



Цитата:

"Встретимся в другой жизни, где мы оба будем кошками"

 

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz